Гаврилюк Н.О.

Глечик із Сарати

Наведено нове зображення добре відомого фахівцям глечика з кургану 10, поховання 13 біля с. Сарата на Одещині, розкопаного в 1888—1990 рр. Ф.І. Кнауером. Візуальне вивчення посудини свідчить, що орнаментація, нанесена дрібнозубчастим штампом, пізніше підправлена, внаслідок чого волюти, які характерні для кераміки культури Басарабь, закінчуються голівками змій. Висловлено припущення, що глечик, орнаментований у стилі кераміки цієї культури, міг «дожити» до ранньоскіфського часу.
К л ю ч о в і  с л о в а: ранньоскіфський час, Північне Причорномор’я, Кнауер, Сарата, культура Басарабь.

Н.А. Гаврилюк
Ведущий научный сотрудник Института археологии НАН Украины, д.и.н., ORCID: 0000-0002-2369-5701. Гаврилюк gavrylyuk_na@ukr.net

Кувшин из Сараты

Показаны результаты визуального исследования известного специалистам и неоднократно публиковавшегося кувшина из погребения 13 кургана 10 у с. Сарата на Одесщине, раскопанного профессором Киевского университета св. Владимира Ф.И. Кнауэром в 1888—1890. По ранее неиспользованной публикации первых результатов исследований Ф.И. Кнауэра уточняется локализация и состав курганной группы. Приводится описание погребения 13 и сосуда, стоявшего за головой погребенного.
Знакомство с декорированием кувшина с Сараты de visu в Национальном музее истории Украины позволяет утверждать, что волюты, характерные для культуры Басараби, заканчиваются не просто завитками, как считалось ранее, а двумя головками змей (рис. 4, 3). Волюта с головкой змеи справа была заполнена белой пастой, слева — розовой. Увеличение изображений позволяет высказать предположение о том, что головки появились несколько позже. Они нанесены глубокими насечками, а не мелкозубчатым штампом, которым выполнен орнамент сосуда. Белая паста, заполняющая головку змеи, справа более плотная. Указанные наблюдения несколько меняют оценку изображения на сосуде с Сараты.
Возможно, речь идет о разновременных изображениях. Так, основная орнаментация была нанесена при изготовлении сосуда в среде культуры Басараби. Изображение головок появилось немного позже. Возможно, при подготовке сосуда для использования в погребальном ритуале. Ведь изображение змей у многих народов имело хтоническое значение. Делается вывод о том, что кувшин декорирован не геометрическим, а сюжетным орнаментом. Появление реалистично изображенных головок змей позволяет вспомнить скифский звериный стиль. Возможно, захоронение с Сараты было осуществлено уже в раннескифское время с использованием сосуда, который долгое время сохранялся как реликвия. Если такие наблюдения получат дополнительные аргументы, захоронение 13 в кургане 10 около с. Сарата можно будет включить в немногочисленную группу раннескифских погребений степной зоны.

К л ю ч е в ы е  с л о в а: раннескифское время, Северное Причерноморье, Кнауэр, Сарата, культура Басарабь.

Nadiia O. Gavryliuk
Dr. Hab., Leading Researcher of the Institute of Archaeology, the National Academy of Sciences of Ukraine, ORCID: 0000-0002-2369-5701, gavrylyuk_na@ukr.net

A Jug from Sarata

The results of a visual study of the repeatedly published jag well-known to specialists from burial 13 of the burial mound 10 near Sarata village in Odesa Region are shown. The burial was excavated by a professor of the Kyiv St. Volodymyr University F.I. Knauer in 1888—1890. According to the previously unused publication of the first results of the study, the localization and composition of the Kurgan group is specified. A description is given to the burial no. 13 and the vessel that stood behind the head of the buried.
Acquaintance with the decoration of the jug from Sarata de visu in the National Museum of History of Ukraine allows us to state that the volutes typical for the Basarabi Culture were ending not only with curls, as was previously thought, but with two heads of snakes (fig. 4, 3). The volute with the snake head was filled with white paste on the right side, and with pink paste on the left. The enlargement of the images suggests that the heads appeared a little later. They were marked by deep notches, not by a small-notched stamp, by which the ornament of the vessel was spouted. The white paste that fills the head of the snake is more dense on the right side. These observations somewhat change the evaluation of the image on Sarata vessel.
Perhaps it is a question of different time images. Thus, the basic ornamentation was applied during the manufacture of a vessel in the Culture of Basarabi. The image of the heads was added a little later. Perhaps it was done while preparing the vessel for a funerary ritual use. Thus, snakes image had a chthonic meaning in many cultures. There was made a conclusion that the jug was decorated not with geometrical, but with a plot ornament. The aviability of realistic depicted heads of snakes allows to recall the Scythian animal style. It is possible that the Sarata burial had been already carried out in the Early Scythian time with the usage of the vessel that was preserved as a relic for a long time. If such observations will receive additional arguments, the burial no. 13 of the mound 10 near  Sarata River can be included in a small group of Early Scythian burials of the Steppe zone.

K e y  w o r d s: Early Scythian period, Nothern Black Sea area, Knauer, Sarata, Culture of Basarabi.

Advertisements